Если вы только начинаете свое дело, неважно, проводите ли маркетинговые исследования или печете пирожки в цеху, покупать помещение не стоит. Чтобы компания развивалась, нужны свободные деньги, которые можно пустить в оборот. Нет никакого смысла вкладывать в помещение, когда эти деньги можно направить в бизнес и в итоге больше заработать. К тому же неизвестно, закроется ли компания через три месяца или проработает тридцать лет. В такой ситуации лишние траты могут подкосить начинающий бизнес.
В начале 2019 года в Москве коммерческие помещения сдавали и продавали по ценам:
аренда на год — 16 000 рублей за кв. метр, это 1350 рублей в месяц;
покупка — 175 000 рублей за кв. метр.
Это средняя ставка для офисных, торговых и производственно-складских помещений.
Теперь на примере. Офис в бизнес-центре 60—70 кв. метров обойдется:
аренда — 100 000 рублей в месяц;
покупка — 15 000 000 рублей.
В этом случае помещение отбивается за 12 лет. Лучше эти деньги вкладывать в бизнес, а не в недвижимость.
Коммерческую недвижимость чаще покупают крупные производства и холдинги — берут здания в несколько тысяч квадратных метров и переоборудуют под себя. Такие компании могут сами строить здания, чтобы учесть специфику бизнеса и свои потребности.
Еще часто выкупают помещения на стадии строительства: например, когда застраивается жилой или бизнес-комплекс, половину коммерческих помещений раскупают на стадии котлована. Малый бизнес позволить себе такого не может: например, в жилом комплексе на окраине Москвы небольшое помещение в 50 кв. метров обойдется где-то в 8 000 000 рублей. В регионах цены ниже, но всё равно высокие.
Аренда зависит от деятельности компании
Обычно при аренде предприниматели боятся, что договор неожиданно расторгнут, они окажутся на улице и потеряют клиентов. Но это не так. Для наглядности разберем несколько ситуаций.
Например, магазину важно работать на одном месте как можно дольше, чтобы сохранить постоянных клиентов и репутацию. На новом месте, особенно в крупных городах, часто приходится начинать с нуля: старые клиенты найдут новый магазин поближе к дому или работе.
Кажется, что нужно искать деньги и покупать помещение. Но это лишние траты, к тому же неизвестно, пойдет ли бизнес на этом месте. В таких ситуациях рекомендую заключать долгосрочный договор на пять—семь лет с регистрацией в Росреестре. Если соблюдать условия договора, риска остаться на улице почти не будет.
Читать в «Деле»
Как зарегистрировать договор аренды в Росреестре
Теперь другая история. Айти-компания арендует небольшой офис в Бирюлёве — у них мало денег, но крутая команда специалистов. В этом случае нет никакой разницы, где находится офис и как часто компания будет переезжать. Наоборот, собственность лишает мобильности, а Аренда помещений в Москве от собственника позволяет не привязываться к месту. Сегодня маленькая айти-компания работает в Бирюлёве, а завтра — в офисе с панорамными окнами в Москва-Сити.
Сначала звоните юристу
Бывает, что при аренде офиса устраивает оплата, но расходы на коммунальные платежи очень высокие — больше, чем в других бизнес-центрах и офисных зданиях.
Похожая история может произойти и при покупке помещения. Например, цена отдельного здания устраивает, но выясняется, что инженерные коммуникации отключены, а подключить их снова стоит дорого.
Важно всегда оценивать прямые расходы и сопутствующие вложения и платежи.
По опыту, прежде чем покупать или арендовать помещение, зовите юриста, который разбирается в недвижимости. Очевидный совет, но его часто игнорируют. Все дополнительные расходы и возможные проблемы обычно скрыты в договоре и документах на помещения. Юрист найдет их, а вы будете точно знать, сколько платите за свои стены.