Российский малый бизнес динамичен и непредсказуем. И практически перед каждым руководителем когда-нибудь, да и встает вопрос необходимости аренды офиса. Разумеется, снимать помещение приходится в эконом-секторе, так как денег у становящейся на ноги компании не много.
И арендаторы на практике неминуемо сталкиваются с множеством проблем и вопросов. Аренда офиса — дело ответственное, непростое, изобилующее нюансами и деталями. Естественно, чтобы правильно снять офис нужно учесть эти тонкости и предпринять надлежащие меры для получения итоговой цели. Правильно арендовать офис – это значит:
- арендовать офис на наиболее рентабельных условиях;
- арендовать офис, отвечающий всем поставленным условиям и пожеланиям;
- в короткие сроки;
- заключить сделку юридически грамотно согласно существующему законодательству.
Анализ ситуации
На начальном этапе поиска помещения необходимо четко определиться, что именно вам необходимо. Выбор офиса зависит от возможностей компании и особенностей ее бизнеса. Поэтому нужно проанализировать предложения офисной недвижимости, сопоставить их с собственными ресурсами и принять решение, что вы будете искать
Если вы планируете снимать офис на срок более трех лет, то выгоднее его купить, а не арендовать помещение. Конечно, не каждая компания может позволить себе инвестировать в покупку недвижимости большую сумму. Поэтому в таких случаях специалисты рекомендуют следующий вариант: офис покупается, а затем под него берется кредит в банке.
Перед тем, как в москва сити снять офис, надо определиться c основными критериями выбора офисных помещений. Прежде всего, это месторасположение офиса, его площадь, а также категория, к которой относится арендуемый офис.
Выбор помещения
К выбору помещения под офис нужно подходить серьезно и основательно, с учетом всех возможностей и потребностей арендатора. Прежде чем выбирать помещение под офис, тщательно взвесьте и решите, какие именно функции наиболее важны для вашего будущего офиса, и только исходя из этого, выбирайте расположение и формат объекта.
Ведь, если для одной компании идеальным будет представительский бизнес-центр, куда не стыдно пригласить важного клиента, то для других фирм, занимающихся какими-либо бытовыми услугами (слесарные мастерские, языковые курсы, стоматологические кабинеты и т. д.), центр с его инфраструктурой не так важен.
Порой таким конторам даже выгоднее существовать в тихих спальных районах, где нет большой конкуренции, но при этом проживает достаточное число потенциальных клиентов.
Такие фирмы нередко выбирают под офис небольшое помещение в жилом доме, значительно удаленном от ближайшей станции метро. А для молодых компаний со скромным бюджетом такой вариант вообще может оказаться единственно приемлемым. Все зависит от возможностей и приоритетов компании.
Соберите как можно больше информации о предлагаемом офисном помещении, о районе, в котором оно находится, о его владельце. Получив эту информацию, вы будете иметь наиболее полную картину о предлагаемом варианте коммерческой недвижимости, а значит, сможете уверенно вести себя с партнерами по переговорам.
Местоположение
Оно напрямую зависит от количества клиентов компании. Если бизнес связан с большим числом посетителей, офис должен быть расположен в центре, в месте с высокой проходимостью, на первом этаже с отдельным входом. Если нет и офис нужен для внутренних нужд — можно выбрать периферийный район города, не заострять внимание на проходимых улицах и бизнес-центрах.
Выбирая район для будущего офиса, необходимо учесть все издержки, которые могут быть связаны с его местоположением. Например, подсчитать, во сколько обойдется фирме доставка сотрудников на работу и с работы, если офис расположен в труднодоступном месте.
Выбираем класс
Класс офиса зависит как от потребностей бизнеса, так и от возможностей владельцев. На данный момент в Москве стоимость аренды офиса класса «А» составляет $600-800 за кв. м, класса «В» — $450-600 за кв. м, класса «С» — $350-450 за кв. м. При этом средняя арендная плата в Москве равняется $500-600 за кв. м с НДС.
Следует учесть, что хотя и существует общепринятая классификация офисов, лишь немногие профессионалы способны четко разграничить этот сегмент рынка по классам в весьма специфических российских условиях. Большинство предложений на вторичном офисном рынке — помещения в бывших НИИ, административных и производственных зданиях советской поры.
Поэтому, вопреки западной традиции, класс офиса у нас зачастую зависит не от уровня здания, а от качества ремонта, который произвели арендодатели. В результате, в одном и том же здании могут предлагаться и офисы класса «С», и более продвинутые — класса «В», и помещения, которые вообще сложно отнести к какому-то классу.
Если бизнес рассчитан на состоятельную публику, нужен офис с качественным набором услуг, таких как парковка, удобный подъезд, скоростные лифты и т. д. А чем выше класс офиса, тем больше управляющая компания таких услуг предоставляет. Если уровень клиентов ниже, то переплачивать за аренду не имеет смысла.