Маслобензостойкие рукава (шланги МБС) | С нами строить легко

Маслобензостойкие рукава (шланги МБС)

Для стабильной работы различных систем автомобиля нужны соединения, устойчивые к маслам, бензину и другим агрессивным средам. В качестве таких трубопроводов используются маслобензостойкие (МБС) шланги, рукава и трубки. О типах данных рукавов, их конструкции и характеристиках читайте в данной статье.

Что же такое шланг маслобензостойкий?

Шланг маслобензостойкий (шланг МБС, рукав мбс) — гибкий трубопровод, предназначенный для подачи (подводки, перекачивания) бензина, дизельного топлива, масел, тормозных жидкостей и других нефтепродуктов, а также охлаждающих жидкостей, слабых растворов кислот и иных слабоагрессивных сред.

BRS02

Шланги МБС применяют для герметичного соединения компонентов в топливных, масляных, тормозных и прочих системах транспортных средств, в гидравлических системах низкого и высокого давления производственного оборудования, для перекачки нефтепродуктов между емкостями и различным оборудованиям, и т.д. В отличие от жестких металлических трубопроводов, шланги допускают смещение компонентов системы друг относительно друга, они хорошо противостоят деформациям и негативным воздействиям. Все это обусловило широкое распространение шлангов МБС в различных отраслях техники, промышленности и т.д.

BRS04

Типы и характеристики шлангов МБС

Шланги (рукава) МБС классифицируются по основному материалу изготовления, назначению и применимости, и характеристикам. Так же на выбор МБС могут влиять внешние факторы эксплуатации системы – температура, вибрация, интенсивность циклов изгибов и другие показатели.

По материалу изготовления рукава  маслобензостойкие бывают:

• Резиновые — внутренние и наружные слои шланга (рукава) изготавливаются из различных сортов резины, устойчивых к тем или иным жидкостям и газам;

• ПВХ — шланг изготавливается из различных марок поливинилхлорида и других полимеров, устойчивых к различным агрессивным средам.

По назначению шланги МБС делятся на три группы:

• Напорные — предназначены для работы под повышенным давлением (от атмосферного и выше), в их конструкции приняты меры для предотвращения деформаций и разрывов стенок нагнетаемой жидкостью;

• Всасывающие — предназначены для работы под пониженным давлением (ниже атмосферного), в их конструкции приняты меры для предотвращения сжатия стенок под действием разрежения (для сохранения постоянного внутреннего сечения);

• Универсальные напорно-всасывающие.

По применимости шланги можно разделить на несколько групп:

• Для применения в быту, автомастерских и в прочих ситуациях без встраивания шланга в транспортные средства или иное оборудование;

• Для топливных систем транспортных средств;

• Для тормозных систем транспортных средств с применением рабочей жидкости на основе минеральных и синтетических масел;

• Для гидравлических систем транспортных средств, автотракторной техники, сельскохозяйственной техники, промышленного и иного оборудования;

• Для топливозаправочного оборудования (для перекачки топлив и масел, подачи топлив потребителю и т.д.).

Наконец, шланги делятся на два типа по отношению к статическому электричеству:

• Обычные шланги;

• Шланги с заземлением для отвода заряда статического электричества.

В конструкции шлангов второго типа предусмотрена медная полоса, которая играет роль заземления. Данные шланги МБС используются на топливозаправочной технике и оборудования, на промышленном оборудовании и т.д.

Из характеристик шлагов МБС следует отметить:

• Рабочее давление — на всасывание — 0,09 МПа (0,9 атмосферы), на нагнетание — стандартный ряд 0,1, 0,16, 0,25, 0,4, 0,63, 1,0, 1,6, 2,5, 4, 6,3 и 10 МПа (от 1 до 100 атмосфер);

• Внутренний диаметр — от 3 до 25 мм (шланги ПВХ) и от 4 до 100 мм (резиновые шланги);

• Наружный диаметр — зависит от толщины стенок, типа оплетки, наличия армирования и т.д. Как правило, наружный диаметр в 1,5-3 раза больше внутреннего;

• Рабочий диапазон температур.

Отдельно нужно сказать про последний параметр. Сегодня выпускаются шланги МБС для трех климатических зон, они отличаются максимально допустимыми отрицательными температурами:

• Для умеренного климата — до -35°C;

• Для тропического климата — до -20°C;

• Для холодного климата — до -50°C.

Максимальная положительная температура для всех шлангов одинакова — до +70°C для топлив (бензина, керосина, дизтоплива) и до +100°C для масел.

Конструкция шлангов МБС

 Структура армированного резинового шланга МБС

BRS01
  1. резина, устойчивая к маслам, топливам и другим жидкостям;
  2. нитяное / текстильное усиление;
  3. проволочная оплетка.

Наиболее просто устроены шланги (трубки) из ПВХ. В простейшем случае это шланг, в стенках которого располагается текстильная или проволочная оплетка. Также существуют многослойные разновидности трубок ПВХ — в них присутствует внутренний слой, обладающий высокой устойчивостью к топливам, маслам и другим жидкостям. Армирование может располагаться в наружном слое или между слоями.

Резиновые шланги по конструкции делятся на несколько групп:

• Неармированные с нитяным усилением (ГОСТ 10362-76);

• Неармированные с нитяным/текстильным усилением и текстильным каркасом (ГОСТ 18698-79);

• Тех же типов армированные (ГОСТ 5398-76).

Наиболее просто устроены неармированные шланги с нитяным усилением, они представляют собой трехслойную конструкцию:

Внутренний слой — резина, устойчивая к маслам, топливам и другим жидкостям;

Нитяное/текстильное усиление — оплетка из синтетических, хлопчатобумажных или комбинированных нитей/тканей, может выполняться в 1-6 слоев;

Наружный слой — резина, устойчивая к негативным воздействиям окружающей среды, маслам и топливам, различным химическим веществам и т.д.

Шланги с текстильным каркасом содержат дополнительный наружный слой — текстильную оплетку из синтетической, хлопчатобумажной или комбинированной ткани. Каркас наматывается на шланг в несколько слоев. Часто данный тип изделий называют дюритами или шлангами с оплеткой дюрит.

В армированных шлангах добавляется промежуточный резиновый слой, в котором размещена стальная или медная проволока (по отечественным стандартам), либо тонкая металлическая сетка. Армирование может состоять из одного или двух слоев, но существуют специальные рукава с усиленным многослойным армированием. В этом же слое шланга может располагаться медная лента заземления.

Некоторые типы резиновых шлангов комплектуются концевой арматурой с одной или обеих сторон. Такие шланги, как правило, предназначены для установки в определенные узлы, агрегаты и системы автомобилей и другого оборудования, они обрезаны под нужный размер и обладают необходимыми характеристиками.

Характеристики, номенклатура и производство резиновых шлангов МБС регламентируется указанными выше и некоторыми другими стандартами. Аналогичные шланги из ПВХ единого стандарта не имеют, они производятся в соответствии с различными ТУ.

BRS03

Вопросы выбора и эксплуатации шлангов МБС

Разнообразие шлангов маслобензостойких

При выборе маслобензостойких шлангов необходимо учитывать их будущее назначение и те условия, в которых данные изделия будут эксплуатироваться.Для частного использования с целью перекачки топлива или масел вполне достаточно недорогого шланга из ПВХ — он легкий, простой в хранении и удобный в применении (прозрачные стенки позволяют определить наличие потока жидкости и т.д.).

Для ремонта топливной, смазочной, тормозной и иных систем, в которых поддерживается повышенное давление рабочей среды, следует использовать резиновые шланги МБС. При покупке необходимо правильно подобрать их внутренний диаметр и характеристики — рабочее давление и диапазон температур. В этом случае дополнительно необходимо позаботиться о хомутах и концевой арматуре для монтажа шланга.

Шланги МБС могут иметь различную концевую арматуру и поставляться без нее.

Концевая арматура шлангов МБС

Часто для ремонта некоторых систем, узлов и агрегатов продаются шланги с уже установленной концевой арматурой — это оптимальное решение, которое экономит время и средства (так как нет нужды подрезать шланг по длине и монтировать арматуру), и обеспечивает наибольшую надежность системы.

Для промышленного и иного специального применения необходимо выбирать шланги МБС с определенными характеристиками, в том числе с возможностью заземления, изделия большого диаметра, шланги для определенного типа жидкостей и т.д.

Чтобы сделать верный выбор шланга, необходимо обращать внимание на его маркировку. В соответствии со стандартами, маркировка включает в себя указание на внутренний и наружный диаметр, рабочее давление, климатическое исполнение и ГОСТ, которому соответствует данное изделие. Например, маркировка «Рукав 20х30-1 ГОСТ 10362-76» означает, что шланг имеет внутренний диаметр 20 мм, наружный диаметр 30 мм, рабочее давление 1 МПа и предназначен для работы в умеренном и тропическом климате. Наличие букв «ХЛ» говорит о возможности применения шланга в условиях холодного климата. Маслобензостойкие шланги по ГОСТ 18698-79 имеют маркировку типа «Рукав Б(I)-10-50-64-Т» — где «Б(I)» означает применимость изделия для работы с бензином и маслами, первая цифра — рабочее давление в атмосферах, последние две цифры — внутренний и наружный диаметр, последняя буква — климатическое исполнение («Т» — для тропического климата, «У» — умеренного, «ХЛ» — холодного). Шланги по ГОСТ 5398-76 имеют схожую маркировку типа «Рукав Б-2-25-10 ГОСТ 5398-76», где «Б-2» — применимость изделия для работы с топливами и маслами, «25» — внутренний диаметр (при этом наружный диаметр не указывается), а 10 — рабочее давление в атмосферах. Здесь также указывается климатическое исполнение (для умеренного климата — не имеет маркировки, для тропического — «Т», для холодного — «ХЛ»).

Несомненно, приведенные выше сведения помогут подобрать необходимый шланг, но для более точного выбора мы все же рекомендуем обратиться к нашим менеджерам. Компания Каскад имеет многолетний опыт в поставках гидро- пневмо- комплектующих, обеспечении производств и сборочных линий высококачественными рукавами высокого давления, соединительной арматурой. В нашем каталоге представлены наиболее востребованные виды  шлангов МБС, также мы обеспечим ваше производство рукавами под специальные требования или жесткие условия эксплуатации.