Как назвать компанию: самый полный гайд по неймингу | С нами строить легко

Как назвать компанию: самый полный гайд по неймингу

Начинающие бизнесмены часто думают, что выбрать имя для компании – дело десятое – был бы продукт хорошим. Для отрезвления:

  • В России не пошло детское питание Bledina, китайская лапша «Доширак» раньше называлась «Досирак», крем Dermo-Expertise рождает у русского человека нехорошие ассоциации.
  • В Украине как-то не с руки рекламировать шоколад Wispa, потому что с украинского «вiспа» переводится как «оспа».
  • В Испании японцы вынуждены были сделать ребрендинг новой марки автомобилей «Mitsubishi Pajero», потому что «пахеро» для местных сеньоров и сеньорит переводится как «онанист» или того хуже – «пе*ераст».
  • В странах Латинской Америки не пошли продажи Chevrolet Nova, потому что по-испански «no va» означает «не едет».
  • В Японии есть вполне себе приличный ресторан суши и морепродуктов Fuk Mi, что для всех англоговорящих – ненормативная лексика.

Кто-то считает, что нейминг агентство – это быстро? Пусть спросят у родителей, сколько времени они провели в спорах, придумывая им имя!

Главное, чтобы название было звучным? Но ведь в этом должен быть понятный смысл, а не только:

Отцы с дедами называли…

Отцы с дедами называли…

Посмеялись? Теперь к делу!

Нейминг нужен всем!

  1. Наша жизнь начинается с того, что мы получаем имя, которое будем носить минимум до 14 лет. Тут как раз тот редкий случай, когда лучше иметь распространённое имя, чем носить экзотичное и быть объектом насмешек у сверстников из-за неуемного родительского креатива.
  2. Акционерным обществам, а тем более частным предпринимателям нужно иметь имя, чтобы выделиться на рынке. Не просто вывеска на двери «ИП Иванов И.Н.», а, например, «Кнопка» (в Пензе это магазин игрушек и канцтоваров), не безликое ООО «Старт», а харизматичное ООО «Зеленоглазое такси» (реально существующая компания).
  3. Бренд-маркетологи должны осваивать науку называть, потому что нейминг – отправная точка в деле формирования положительного образа компании на рынке.
  4. Писатели и сценаристы не зря сочиняют «говорящие» имена для персонажей, чтобы вызвать живой отклик у читателя. Многие имена стали нарицательными:
  • у Грибоедова в «Горе от ума» – Петр Афанасьевич Фамусов (по-латыни fama – «молва»);
  • у Гоголя в «Ревизоре» – чиновник Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин (без комментариев);
  • у Островского в «Грозе» – помещик Савел Прокофьевич Дикой (характер соответствующий).
  1. Многие из тех, у кого есть сайт, перебирали десятки вариантов, которые были бы свободными для регистрации – хорошие доменные имена в цене и быстро занимаются.

Из чего состоит нейминг?

Условно можно выделить четыре процедуры:

Маркетинговая
  • Исследование целевой аудитории
  • Изучение названий конкурентов
  • Изучение восприятия названия потребителями
Лингвистическая
  • Генерирование имен с использованием приемов
  • Анализ благозвучия
  • Семантический анализ имени
Управленческая
  • Планирование проекта
  • Формирование команды проекта
  • Генерирование идей
  • Анализ и экспертиза
  • Регистрация названий
  • Завершение проекта
Юридическая
  • Проверка названия на охраноспособность
  • Регистрация товарного знака

Можно самостоятельно пройти через все четыре процедуры, но это долго и трудозатратно. Лучший вариант – доверить часть из них (или все сразу) профильной компании.

Критерии хорошего нейма

Критерий Хороший пример Плохой пример
Легкая запоминаемость Аптека «Неболейка» УКВЗ им. С.М. Кирова – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Отражение сферы деятельности компании Магазин детских вещей «ПузоКарапуза» Магазин детских вещей «Фартовый»
Соответствие требованиям законодательства Студия акварельной живописи «АРТура!»

Центр консультативной помощи «Est Lex»

Бар «Пивоглот»

«Русская Фанта»

«Кровавый рассвет»

«Звезда Таиланда»

Уникальность Мужская парикмахерская «Chop-Chop» Парикмахерская «Елена»
Лаконичность названия Общество с ограниченной ответственностью «Импульс» Закрытое акционерное общество «Научно-технической комплекс «МодульНефтегазКомплект»»
Отсутствие негативных коннотаций Парикмахерская «Царица»

Центр погоды «Гелиос»

Банк «Развитие»

Парикмахерская «Горгона»

Центр погоды «Фобос»

Банк «Уникал»

Смысловая многомерность ICQ (I seek you)

«Яндекс» (yet another indexer)

Банк «Каспийский»

Blue Water

Bledina

Соответствие месту и концепции Бар «У моста» рядом с мостом Магазин «Планета дверей» (площадь 20 кв. м, в ассортименте 10 дверей)
Понятность для широкой аудитории Салон красоты «Афродита» Продовольственный магазин «Фрейр»
Название на иностранном языке Сервисный центр iRazbil Бренд одежды Doggy Style Designs

Хороший нейм:

  1. Закрепляется в памяти потребителя.
  2. Успешно конкурирует с другими названиями, потому что их очень трудно перепутать.
  3. Связывается в умах с товаром или услугой компании.
  4. Соответствует вкусу потребителя, вызывает сугубо положительные ассоциации.
  5. Имеет потенциал – расширение товарных категорий, выход на международный рынок и т. д.
  6. Хорошо звучит и широко используется в обычной жизни. Это особенно актуально для сектора B2C.