Начинающие бизнесмены часто думают, что выбрать имя для компании – дело десятое – был бы продукт хорошим. Для отрезвления:
- В России не пошло детское питание Bledina, китайская лапша «Доширак» раньше называлась «Досирак», крем Dermo-Expertise рождает у русского человека нехорошие ассоциации.
- В Украине как-то не с руки рекламировать шоколад Wispa, потому что с украинского «вiспа» переводится как «оспа».
- В Испании японцы вынуждены были сделать ребрендинг новой марки автомобилей «Mitsubishi Pajero», потому что «пахеро» для местных сеньоров и сеньорит переводится как «онанист» или того хуже – «пе*ераст».
- В странах Латинской Америки не пошли продажи Chevrolet Nova, потому что по-испански «no va» означает «не едет».
- В Японии есть вполне себе приличный ресторан суши и морепродуктов Fuk Mi, что для всех англоговорящих – ненормативная лексика.
Кто-то считает, что нейминг агентство – это быстро? Пусть спросят у родителей, сколько времени они провели в спорах, придумывая им имя!
Главное, чтобы название было звучным? Но ведь в этом должен быть понятный смысл, а не только:
Посмеялись? Теперь к делу!
Нейминг нужен всем!
- Наша жизнь начинается с того, что мы получаем имя, которое будем носить минимум до 14 лет. Тут как раз тот редкий случай, когда лучше иметь распространённое имя, чем носить экзотичное и быть объектом насмешек у сверстников из-за неуемного родительского креатива.
- Акционерным обществам, а тем более частным предпринимателям нужно иметь имя, чтобы выделиться на рынке. Не просто вывеска на двери «ИП Иванов И.Н.», а, например, «Кнопка» (в Пензе это магазин игрушек и канцтоваров), не безликое ООО «Старт», а харизматичное ООО «Зеленоглазое такси» (реально существующая компания).
- Бренд-маркетологи должны осваивать науку называть, потому что нейминг – отправная точка в деле формирования положительного образа компании на рынке.
- Писатели и сценаристы не зря сочиняют «говорящие» имена для персонажей, чтобы вызвать живой отклик у читателя. Многие имена стали нарицательными:
- у Грибоедова в «Горе от ума» – Петр Афанасьевич Фамусов (по-латыни fama – «молва»);
- у Гоголя в «Ревизоре» – чиновник Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин (без комментариев);
- у Островского в «Грозе» – помещик Савел Прокофьевич Дикой (характер соответствующий).
- Многие из тех, у кого есть сайт, перебирали десятки вариантов, которые были бы свободными для регистрации – хорошие доменные имена в цене и быстро занимаются.
Из чего состоит нейминг?
Условно можно выделить четыре процедуры:
Маркетинговая |
|
Лингвистическая |
|
Управленческая |
|
Юридическая |
|
Можно самостоятельно пройти через все четыре процедуры, но это долго и трудозатратно. Лучший вариант – доверить часть из них (или все сразу) профильной компании.
Критерии хорошего нейма
Критерий | Хороший пример | Плохой пример |
Легкая запоминаемость | Аптека «Неболейка» | УКВЗ им. С.М. Кирова – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева |
Отражение сферы деятельности компании | Магазин детских вещей «ПузоКарапуза» | Магазин детских вещей «Фартовый» |
Соответствие требованиям законодательства | Студия акварельной живописи «АРТура!»
Центр консультативной помощи «Est Lex» Бар «Пивоглот» |
«Русская Фанта»
«Кровавый рассвет» «Звезда Таиланда» |
Уникальность | Мужская парикмахерская «Chop-Chop» | Парикмахерская «Елена» |
Лаконичность названия | Общество с ограниченной ответственностью «Импульс» | Закрытое акционерное общество «Научно-технической комплекс «МодульНефтегазКомплект»» |
Отсутствие негативных коннотаций | Парикмахерская «Царица»
Центр погоды «Гелиос» Банк «Развитие» |
Парикмахерская «Горгона»
Центр погоды «Фобос» Банк «Уникал» |
Смысловая многомерность | ICQ (I seek you)
«Яндекс» (yet another indexer) |
Банк «Каспийский»
Blue Water Bledina |
Соответствие месту и концепции | Бар «У моста» рядом с мостом | Магазин «Планета дверей» (площадь 20 кв. м, в ассортименте 10 дверей) |
Понятность для широкой аудитории | Салон красоты «Афродита» | Продовольственный магазин «Фрейр» |
Название на иностранном языке | Сервисный центр iRazbil | Бренд одежды Doggy Style Designs |
Хороший нейм:
- Закрепляется в памяти потребителя.
- Успешно конкурирует с другими названиями, потому что их очень трудно перепутать.
- Связывается в умах с товаром или услугой компании.
- Соответствует вкусу потребителя, вызывает сугубо положительные ассоциации.
- Имеет потенциал – расширение товарных категорий, выход на международный рынок и т. д.
- Хорошо звучит и широко используется в обычной жизни. Это особенно актуально для сектора B2C.