Система сбалансированных показателей: как перейти от стратегии к действию

сбалансированная система показателей, ССП (англ. — Balanced Scorecard, BSC) — это один из ключевых инструментов менеджмента, который позволяет отслеживать достижение целей в рамках реализации стратегии компании.
Систему разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton). В первую очередь — как инструмент стратегического управления результативностью компании и частично стандартизированную систему отчетности.

Отличительные характеристики ССП:

  • Акцент на стратегических целях
  • Небольшое количество отслеживаемых метрик
  • Сочетание финансовых и нефинансовых данных

Система схожа с Objectives and Key Results — методологией постановки целей, но если OKR позволяет грамотно ставить цели, то BSC — отслеживать их реализацию. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators — ключевых показателей, которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными маяками, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.

На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала.

Для каждой задачи определяются свои KPI, отслеживать которые можно с помощью дашбордов. Автоматизированный вариант — платформы Business Intelligence, которые собирают разрозненные бизнес-данные из разных источников, визуализируют их и позволяют анализировать.

Классическая стратегическая карта ССП, которую предложили Нортон и Каплан, имела вид диаграммы, разделенной на четыре сектора (или перспективы):

  • Финансы
  • Клиенты
  • Внутренние процессы
  • Обучение
HR-бот Talla

Пример модели ССП 1-го поколения Источник
На модели показано, что все четыре основных направления работают на достижение стратегических целей, а KPI (indicators) работают на успешность «перспектив». Таким образом, все запланированные ключевые показатели (KPI) уравновешивают друг друга, Например, у финансовых показателей нет приоритета над бизнес-процессами, мероприятиями по обучению сотрудников или проектами повышения качества обслуживания. Именно поэтому систему таких показателей называют сбалансированной.

Современные стратегические карты интерактивны: используют данные в реальном времени и выводят их на панель управления (дашборды). Также они выглядят немного иначе, но сохранили основные характеристики.

Чат-бот Meekan

Пример стратегической карты с интерактивными индикаторами показателей в платформе Corporater

Основы подхода

В базе лежит перенос и декомпозиция стратегических целей на уровень планирования операционной деятельности. Простыми словами, ССП — это система методов и инструментов, которые позволяют добиваться того, чтобы стратегические цели компании реализовались в процессе выполнения ежедневных задач.

Также ССП — это:

  • Система управления компанией
  • Механизм для реализации стратегии и ее корректировки
  • Инструмент для перевода стратегии в конкретные задачи, показатели и цели
  • Метод контроля целевых показателей
  • Система мотивации персонала
  • Система для сбора обратной связи, обучения и постоянного развития

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ССП

ЦелиЗадачи
Измерение результатовУстановление стратегических целей и KPI, сроков
Сравнение текущих показателей с запланированнымиРаспределение ответственности между должностными лицами
Корректировка задач и показателей в случае разрываОпределение инструментов для достижения целей

Резюмируем: ССП позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, кто будет отвечать за результат и каким образом будут реализовываться планы.

Преимущества

  • Руководство получает инструмент для стратегического планирования будущего компании.
  • Планы развития доступны сотрудникам на всех уровнях — это повышает вовлеченность и степень понимания задач.
  • Организация получает систему координат, по которой можно понять, насколько действия соотносятся со стратегией.
  • Система связывает различные функциональные области и уровни управления. Например, финансы, управление персоналом, операционные процессы и т.д.
  • Стратегическое и оперативное управление связываются за счет определения ключевых показателей и стратегической карты.

Разработка ССП

Любая ССП должна содержать шесть обязательных элементов, которые составляют ядро системы:

  1. Перспективы (perspectives) — элементы для декомпозиции стратегии.
  2. Стратегические цели (objectives) — определяют направление реализации стратегии.
  3. Показатели (measures) — метрики, которые отражают прогресс на пути к достижению стратегической цели, указывают на то, как должна реализовываться стратегия на операционном уровне.
  4. Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которого должен достичь тот или иной показатель.
  5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) — связывают цели компании в единую цепочку.
  6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) — проекты, которые способствуют достижению целей.

Этапы создания ССП:

  • Стратегический анализ
  • Определение целей и видения будущего компании
  • Разработка стратегической карты

Рассмотрим каждый этап создания ССП подробнее.

Стратегический анализ

Начинается с комплексного анализа организации, здесь придут на помощь методологии PEST и SWOT. Они помогают собрать данные о внешней и внутренней среде компании, ее сильных и слабых сторонах, оценить риски и перспективы.

Формирование видения компании

На этом этапе формируются миссия, видение, стратегические цели и основные ценности. На их основе вы сможете создать корпоративную стратегию, которая станет базой для стратегической карты.

Разработанная и жизнеспособная стратегия представляет из себя алгоритм:
Стратегические цели (objectives) → Показатели (measures) → Целевые значения (targets) → Стратегические инициативы, мероприятия (strategic initiatives)