сбалансированная система показателей, ССП (англ. — Balanced Scorecard, BSC) — это один из ключевых инструментов менеджмента, который позволяет отслеживать достижение целей в рамках реализации стратегии компании.
Систему разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton). В первую очередь — как инструмент стратегического управления результативностью компании и частично стандартизированную систему отчетности.
Отличительные характеристики ССП:
- Акцент на стратегических целях
- Небольшое количество отслеживаемых метрик
- Сочетание финансовых и нефинансовых данных
Система схожа с Objectives and Key Results — методологией постановки целей, но если OKR позволяет грамотно ставить цели, то BSC — отслеживать их реализацию. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators — ключевых показателей, которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными маяками, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.
На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала.
Для каждой задачи определяются свои KPI, отслеживать которые можно с помощью дашбордов. Автоматизированный вариант — платформы Business Intelligence, которые собирают разрозненные бизнес-данные из разных источников, визуализируют их и позволяют анализировать.
Классическая стратегическая карта ССП, которую предложили Нортон и Каплан, имела вид диаграммы, разделенной на четыре сектора (или перспективы):
- Финансы
- Клиенты
- Внутренние процессы
- Обучение
Пример модели ССП 1-го поколения Источник
На модели показано, что все четыре основных направления работают на достижение стратегических целей, а KPI (indicators) работают на успешность «перспектив». Таким образом, все запланированные ключевые показатели (KPI) уравновешивают друг друга, Например, у финансовых показателей нет приоритета над бизнес-процессами, мероприятиями по обучению сотрудников или проектами повышения качества обслуживания. Именно поэтому систему таких показателей называют сбалансированной.
Современные стратегические карты интерактивны: используют данные в реальном времени и выводят их на панель управления (дашборды). Также они выглядят немного иначе, но сохранили основные характеристики.
Пример стратегической карты с интерактивными индикаторами показателей в платформе Corporater
Основы подхода
В базе лежит перенос и декомпозиция стратегических целей на уровень планирования операционной деятельности. Простыми словами, ССП — это система методов и инструментов, которые позволяют добиваться того, чтобы стратегические цели компании реализовались в процессе выполнения ежедневных задач.
Также ССП — это:
- Система управления компанией
- Механизм для реализации стратегии и ее корректировки
- Инструмент для перевода стратегии в конкретные задачи, показатели и цели
- Метод контроля целевых показателей
- Система мотивации персонала
- Система для сбора обратной связи, обучения и постоянного развития
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ССП
Цели | Задачи |
---|---|
Измерение результатов | Установление стратегических целей и KPI, сроков |
Сравнение текущих показателей с запланированными | Распределение ответственности между должностными лицами |
Корректировка задач и показателей в случае разрыва | Определение инструментов для достижения целей |
Резюмируем: ССП позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, кто будет отвечать за результат и каким образом будут реализовываться планы.
Преимущества
- Руководство получает инструмент для стратегического планирования будущего компании.
- Планы развития доступны сотрудникам на всех уровнях — это повышает вовлеченность и степень понимания задач.
- Организация получает систему координат, по которой можно понять, насколько действия соотносятся со стратегией.
- Система связывает различные функциональные области и уровни управления. Например, финансы, управление персоналом, операционные процессы и т.д.
- Стратегическое и оперативное управление связываются за счет определения ключевых показателей и стратегической карты.
Разработка ССП
Любая ССП должна содержать шесть обязательных элементов, которые составляют ядро системы:
- Перспективы (perspectives) — элементы для декомпозиции стратегии.
- Стратегические цели (objectives) — определяют направление реализации стратегии.
- Показатели (measures) — метрики, которые отражают прогресс на пути к достижению стратегической цели, указывают на то, как должна реализовываться стратегия на операционном уровне.
- Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которого должен достичь тот или иной показатель.
- Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) — связывают цели компании в единую цепочку.
- Стратегические инициативы (strategic initiatives) — проекты, которые способствуют достижению целей.
Этапы создания ССП:
- Стратегический анализ
- Определение целей и видения будущего компании
- Разработка стратегической карты
Рассмотрим каждый этап создания ССП подробнее.
Стратегический анализ
Начинается с комплексного анализа организации, здесь придут на помощь методологии PEST и SWOT. Они помогают собрать данные о внешней и внутренней среде компании, ее сильных и слабых сторонах, оценить риски и перспективы.
Формирование видения компании
На этом этапе формируются миссия, видение, стратегические цели и основные ценности. На их основе вы сможете создать корпоративную стратегию, которая станет базой для стратегической карты.
Разработанная и жизнеспособная стратегия представляет из себя алгоритм:
Стратегические цели (objectives) → Показатели (measures) → Целевые значения (targets) → Стратегические инициативы, мероприятия (strategic initiatives)