Интенсивное заселение и развитие Бора и территории будущего Борского района происходило в начало XVII века. Во второй половине XIX века промышленное развитие Нижнего Новгорода не обошло стороной и Борскую слободу: в ней укрепляется судостроительный промысел, строятся каменные дома и церкви, а сосновые леса ниже по течению Волги (Моховые горы) становятся популярным местом дачного отдыха.
В 1887 году население бора нижегородская область недвижимость составляло более 1400 жителей. В селе одна школа и больница, действовало несколько торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. На окраинах села Бор работало порядка 20 кузниц. В центре располагалась Базарная площадь. Здесь постоянно велась торговля и два раза в год устраивались большие ярмарки.
В Нижнем Новгороде во второй половине XIX века активно развивалось пароходство, что в том числе способствовало и развитию перевозного промысла на Бору. Бор в то время представлял собой крупное торговое село, где также были широко представлены валяльный и кузнечный промыслы.
С приходом к власти советов, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана новая мощная промышленная база, а село становится рабочим посёлком. В 1923 году был основан завод «Красная Рамень», занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, связавшая Нижегородский промышленный район с Уралом и Сибирью, а также востоком и севером России. Развивались и другие области промышленности — судоремонтная, торфообразующая, лесозаготовочная. В 1934 году был запущен механизированный стекольный завод для нужд тяжёлой промышленности.
27 ноября 1938 года рабочий посёлок Бор был преобразован в город[2].
В прошлом Бор стоял непосредственно на берегу Волги. Сейчас, после заполнения Чебоксарского водохранилища и изменения русла, он отстоит от реки примерно на километр и примыкает к огромной пойме, купить квартиру на бору прекрасно видимой от Нижегородского Кремля (с высокого берега Волги). В 2004 — 2005 годах в состав города включены окружающие посёлки, деревня Летнево и жилой массив Пичугино.
В 2011—2015 года на Бору активно развивается коттеджное строительство в районе Боталово, в рамках реализации социальных программ по предоставлению жилья.
Открытие в 2012 году канатной дороги отражает стремление властей Нижнего Новгорода укрепить связь со своим спутником. В конце 2013 года стало известно, что по планам развития города-спутника к 2030 году город Бор станет частью Нижнего Новгорода[4].
Население
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1897[5] | 1931[5] | 1939[5] | 1959[6] | 1967[5] | 1970[7] | 1976[5] | 1979[8] | 1982[9] | 1986[5] |
1800 | ↗11 800 | ↗25 100 | ↗42 866 | ↗49 000 | ↗55 412 | ↗61 000 | ↗62 579 | ↗63 000 | ↗65 000 |
1989[10] | 1992[5] | 1998[5] | 2000[5] | 2001[5] | 2002[11] | 2003[5] | 2005[5] | 2006[5] | 2008[12] |
↘64 512 | ↘64 300 | ↗64 500 | ↘63 300 | ↘62 400 | ↘61 525 | ↘61 500 | ↗78 500 | ↘77 700 | ↘76 223 |
2009[12] | 2010[11] | 2011[12] | 2012[13] | 2013[14] | 2014[15] | 2015[16] | 2016[17] | 2017[1] | |
↘75 990 | ↗78 058 | ↘78 050 | ↘78 004 | ↗78 015 | ↘77 918 | ↗78 145 | ↗78 373 | ↗78 385 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 211 месте из 1113[18] городов Российской Федерации[19].
Резкий рост численности населения в 2005 году — результат присоединения посёлков городского типа Неклюдово, Октябрьский и Большое Пикино[20]. Город Бор входит в состав Нижегородской агломерации, насчитывающей 2020 тыс. чел. (5-е место в России). По оценке администрации городского округа, порядка 25—30 процентов населения Бора работают в Нижнем Новгороде[21].
Транспорт
Через территорию города проходит трасса P159 Нижний Новгород — Киров. Основные транспортные потоки направлены в город Нижний Новгород через Борский мост.
В городе расположены железнодорожные станции Толоконцево, Моховые горы и Стеклозаводец (грузовая) и пассажирские платформы Неклюдово, Дружба, Военный городок и Спортивная.
По маршруту Моховые горы — Московский вокзал (Нижний Новгород) holding-nn.ru ежедневно курсирует электропоезд, особенно популярный среди горожан в летнее время в связи с многочисленными пробками на Борском мосту. На станции Толоконцево останавливаются все электрички Ветлужского направления, за исключением электропоездов, следующих в Урень, Шахунью и Киров.
До 2013 года в летнее время от пассажирской пристани до речного вокзала Нижнего Новгорода курсировал пассажирский теплоход «ОМ». От причала на противоположный берег с 2006 года курсируют паромы.
С 2008 года действует пассажирская регулярная речная переправа Нижний Новгород — Бор. С одного берега Волги на другой пассажиров доставляют суда на воздушной подушке компании Логопром — Борский перевоз. Время в пути через реку составляет примерно 5 минут[22]. Постепенно угасло с началом работы канатной дороги.
Автобусные пассажирские перевозки обслуживают Борское пассажирское автотранспортное предприятие (МУП «Борское ПАП», обслуживает 13 маршрутов) и частные предприниматели (обслуживают 8 маршрутов).
C 2012 года действует Нижегородская канатная дорога, обеспечивающая пассажирские перевозки между Бором и Нижним Новгородом в дополнение к существующим автомобильным и железнодорожным маршрутам, а также речной переправе[21].
В 2017 году открыт дублер Борского моста. Таким образом теперь Нижний Новгород и Бор соединяют три моста (железнодорожный, совмещенный железнодорожно-автомобильный с движением в две полосы в Нижний Новгород и новый автомобильный с движением в две полосы из Нижнего Новгорода).