Оцифровка кинопленок своими руками

Обычно под оцифровкой понимают дешевую пересъемку кинопроектором с экрана («тряпку»)… а под сканированием — применение дорогих систем телекино. На практике все немного не так. Пересъемка — это метод, который предполагает захват кадра целиком (приемником является, например, CCD матрица). Сканирование — это последовательный проход фотоэлемента по кадру, строка за строкой.

Сканирование работает медленно и больше подходит для фотопленок. Например, один из самых быстрых в своем классе пленочных сканеров Nikon Super Coolscan 5000 ED оцифровка кинопленок тратит на сканирование одного кадра от 40 секунд (со всеми отключенными опциями) до нескольких минут (с Digital ICE). Это в несколько раз быстрее, чем на планшетном сканере — примеры использования планшетников для сканирования 8 мм кинопленки есть, но большого распространения они не получили из-за низкой практичности. Если бы такой метод применялся для кинопленки, то даже с учетом, что кинокадры меньше чем фото, обработка часа киноматериала заняла бы около месяца непрерывной работы. Поэтому системы телекино, работающие в реальном времени, например, американские TVT-D8, TVT-16 или немецкая flashscan8, фактически не сканируют, а переснимают кадры. Как правило, качество таких машин избыточно для перевода домашнего архива и нет смысла за него переплачивать. Однако, бывают ситуации, когда применение дорогой техники оправдано. В этом случае убедитесь, что студия действительно обладает тем оборудованием, о котором заявляет.

Слудующим шагом будет преодоление технические проблемы, связанной с синхронизацией момента захвата каждого кадра именно в момент его остановки.

Надо будет обеспечить устойчивое медленное движение пленки. Проверено, что даже введение в кинематическую схему дополнительного редектора и уменьшение скорости вращения двигателя, не решает задачу. Не хватает крутящего момента двигателя.

Синхронизацию момента захвата можно добиться с помощью несложных доработок, например микро выключателя, который нажимается выступом, устанавливаемым на главном валу проектора, и подает сигнал в компьютер на захват 1 кадра. Главное здесь — регулировка фазы срабатывания такого датчика, чтобы  захваченное с камеры в компьютер изображение (с учетом разнообразных задержек, как электро-механических так и программных) четко соответствовало моменту неподвижности кинокадра. Возможно потребуется удалить обтюратор — время пригодное для захвата увеличивается почти в 3 раза, соответственно точность регулировки фазы требуется уже не такая высокая и настройку выполнить легче. Это особенно важно ввиду нестабильности выше названных задержек.