Карниз крыши | С нами строить легко

Карниз крыши

Карниз крыши

Строительство крыши – кропотливый процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых требует к себе пристального внимания. После завершения основных работ наступает черед менее масштабных, но не менее важных конструктивных элементов: устройства и подшивки карнизов. Для начала разберем, что такое карниз крыши, из чего он состоит и так ли необходим на самом деле.

В архитектуре карнизом именуется деталь конструкции, выступающая за границы стен здания и оберегающая их от воздействия снега, дождя, проникновения сырости в подкровельное пространство. Помимо защитной функции карниз также придает крыше особую эстетическую индивидуальность, закрывая внутренние составные элементы стропильной системы.

Карнизы: классификация и основные виды

Строительство домов ведет свою историю на протяжении многих веков, при этом каждый старается привнести какое-то новое и более современное дополнение, способное улучшить и облегчить процесс возведения жилища. Среди огромного многообразия свесов наиболее частое применение нашли следующие разновидности :

подшитые, применяемые при устройстве двускатных и вальмовых крыш

неподшитые свесы – наиболее распространенный вариант, используемый для вальмовой и скатной кровли дома

коробчатые карнизы – применяются при возведении ломаной и односкатной кровли

укороченные свесы – универсальный вариант для любого типа конструкции.

Карниз кровли – это своего рода продолжение кровельного покрытия, а значит, тип свеса необходимо правильно подобрать, принимая во внимание состав кровельного «пирога» и климатические особенности той местности, в которой осуществляется строительство дома.

Устройство карниза крыши весьма разнообразно и подразделяется на следующие основные категории :

Карнизный свес, выполненный заподлицо. В этом случае стропила не выводятся за границы стен, а по их краю крепится горизонтальная сливная доска, к которой впоследствии монтируются водосточные желоба. Недостаток данных свесов в отсутствии защиты верхних элементов стены от влаги.

Свес открытого типа – широко применяется в частном строительстве. Водосточная система крепится к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.

Свес закрытого типа. Выступающие концы стропил закрываются карнизом, имеющим специальный паз для крепления софита с внутренней стороны. При наличии утепленного чердака такой карниз должен обладать вентиляционными отверстиями.

Фронтонный свес. Устройство карниза кровли в этом случае полностью зависит от фантазии дизайнера и может, как выступать за границы стен, так и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли подлежит обязательной подшивке, ширина которой должна быть не менее 50 см.

Длина карнизных свесов различна для каждого типа постройки и погодных особенностей региона. Так, для деревянных домов она берется от 55 см, для панельных и кирпичных – до 55 см. Минимальной величиной считается 40 см, максимальная может достигать 120 см.

Характеристика карнизных свесов

Работа по сооружению карниза крыши является не самой сложной задачей и ее вполне можно выполнить самостоятельно. Главное – понять и разобраться с основными видами конструкции карнизных свесов, среди которых выделяют два варианта :

фронтальный, представляющий собой выступающие наклонные края скатов крыши, которые служат защитой фронтона здания от атмосферных осадков. Их длина может достигать одного метра

боковой – это свесы длиной до 60 см, расположенные по бокам строения.

На величину карнизного свеса оказывает влияние ширина отмостки фундамента и высота здания. Чем выше строение, тем соответственно длиннее должен быть карниз.

При отсутствии у стропильной системы выступов, выходящих за пределы стен дома, стропильные ноги дополнительно наращивают обрезками бруса, после чего к ним прикрепляют карнизную доску. Необходимо помнить, что устройство карнизов крыши направлено на обеспечение защиты и долговечности фронтона дома, вот почему так важно правильно рассчитать необходимую ширину свеса. Во избежание попадания влаги, а также для придания крыше эстетичного вида нижние края свесов обшиваются досками или другим материалом.

Делаем карнизный свес своими руками

Правильно смонтировать карниз кровли – задача, выполнение которой возможно при наличии технических навыков строительства, необходимого инструмента и соблюдения требований техники безопасности. Следует помнить, что обшивка карнизного свеса скатной кровли базируется на использовании стропил, а порядок работ зависит от выбранного отделочного материала и способе его крепления.

Фронтальные карнизы образуются путем выпуска конькового бруса на нужную длину. На коньке и нижней выступающей доске закрепляется натянутый шнур, по которому обрезаются выступающие концы досок. Далее к поперечным доскам и выступающему торцу конькового бруса прибивается карнизная доска, называемая ветровой. Укладка кровельного материала производится на полученную длину свеса одновременно с общим настилом на кровлю. Аналогичным образом параллельно стене здания обрезаются выступающие за стены края стропил.

Следующий этап – установка карниза крыши из металлических профилей или обрезной доски. В зависимости от того, чем планируется делать подшивку свеса, соответственно выбирается и сам материал для карниза. Так, сайдинг подшивается на виниловые или металлические профили, а деревянная вагонка – на древесный каркас.

Перед тем как сделать карниз крыши, следует определиться с видом карнизной коробки, которая может быть :

вертикальной – в этом случае обшивка производится по стропилам, выступающим за грань стены. Данный метод используется лишь в случае небольшого уклона кровли

горизонтальной – короба одним краем крепятся к доске, расположенной в стыке стены дома и стропильных ног, другим к нижней точке стропил.

Подшивка карнизного свеса производится под прямым углом к стене здания и выполняется из таких материалов, как древесина, сайдинг, вагонка, софит.

Выбор подшивочного материала: на что обратить внимание?

Правильно подшитый карниз обладает не только привлекательным внешним видом, но также надежно защищает подкровельное пространство от проникновения ветров, холода и влаги. Вот почему к выбору материала для подшивки следует подходить с особой тщательностью. Итак, сегодня наиболее востребованными являются :

Древесина хвойных пород: лиственница, сосна, ель. Толщина досок должна находиться в пределах 17-22 мм. Во избежание возможной деформации доски должны иметь оптимальную влажность, вот почему перед началом работ их хранят на улице. Перед подшивкой древесина подвергается антисептической обработке для предотвращения возгорания и гниения. Короткие доски, укладываемые перпендикулярно стене, крепятся по краям, в то время как длинные закрепляются к коробке параллельно стене с шагом в метр. Между подшивочными досками следует делать зазор в 1-2 см для создания вентиляции.

Сайдинг – более прочная разновидность пластиковой вагонки. Виниловый сайдинг – бюджетный вариант, не обладающий достаточной практичностью в эксплуатации. Металлический сайдинг более прочен и стоит гораздо дороже, однако из-за склонности к коррозии срок его службы относительно недолог.

Вагонка ПВХ – доступный материал, который имеет больше недостатков, чем достоинств. Под воздействием дождя, снега и солнца она быстро тускнеет и теряет нарядный вид отсутствие отверстий для вентиляции оказывает негативное влияние на проветривание подкровельного пространства.

Софиты – модный вариант подшивки карниза крыши, в конструкцию которого уже заложены перфорированные вентиляционные отверстия. В отличие от сайдинга софиты экологически безопасны и обладают повышенной устойчивостью к механическим воздействиям. Достоинствами данного материала являются долговечность, эстетичный внешний вид и простота монтажа, благодаря чему его установку можно легко делать своими руками.

Подшитые древесиной карнизные свесы необходимо обрабатывать каждые 3-5 лет специальными защитными составами. Это позволит надолго сохранить эксплуатационные свойства и первозданный вид подшивки.

Правильное и надежное устройство карниза крыши поможет избежать деформации конструкции даже под негативным воздействием тяжелых снежных покровов. Широкой популярностью в последнее время пользуются системы антиобледенения карнизов и водостоков крыши, суть которых состоит в прокладывании греющих кабелей через водостоки и перед карнизом. Благодаря этим манипуляциям в зимнее время на свесах не скапливается лед, оказывающий значительную нагрузку на кровлю.

Продлить «жизнь» кровельной конструкции поможет грамотно смонтированная вентиляция. К основным элементам вентиляции относятся врезанные в подшивку свесов решетки, зазоры и щели между подшивочным материалом и несущими стенами.

Подшивка карниза крыши технология подшивки карнизных свесов

Кровля выполняет основную функцию – защита внутреннего пространства дома от различных природных явлений, а карнизные свесы выполняют защиту системы постройки от гниения и запрева – вентиляционную функцию. Правильно сделанная подшивка карниза крыши приведет ее к более длительному сроку службы.

Устройство подшивки крыши

Подшивки карнизных свесов выполняются после завершения установки конструкции стропил, но перед оборудованием обрешетки покрытия кровли. Происходит равномерное отпиливание краев стропил по одной линии, которая расположена параллельно стены постройки. Подшить карнизный свес досками необходимо тоже параллельно стене, потому что, если ширина карниза будет разной с длиной стены, то внешность дома будет испорчена. Далее производится работа настилания листа или доски обрешетки по этой линии.

Перед подшивкой свесов крыши необходимо утеплить стены здания снаружи. Такая необходимость нужна для того, чтобы утепление произошло всей стены, а если вначале сделаете подшивание, то верхняя часть останется не утепленной. Если сделаете неправильно подшивку, то, например, свес, заколоченный наглухо деревянной доской, которая не будет пропускать воздух, приведет через несколько лет к образованию плесени и возникновению грибка. А они могут привести к обрушению крыши.

Материал для подшивки карнизных свесов

Проблему возникновения грибка и плесени могут решить перфорированные софиты для пошивки карнизных и фронтальных свесов кровли. Софиты выпускаются с различного материала. Вам дается право выбора, смотря, с какого материала сконструирована крыша, соответственно и с такого же необходимо выбрать софиты. Ассортимент материала: медные, алюминиевые, металлические и виниловые. Медные софиты по цене выходят самые дорогие – от 2 400 рублей за м 2. Алюминиевые – от 560 рублей м 2. Далее металлические – от 330 рублей. Самые дешевые выходят виниловые – от 230 руб. за м 2 .

Виниловые софиты выполнены из ПВХ – недорогого практичного материала. Достаточно большой выбор по цветовой гамме, поэтому подшивку из такого материала можно вписать в любой дизайн. К достоинству так же можно отнести то, что они не подвергаются плесени и грибкам, не выцветают, выдерживают температуру воздуха от + 60°С до — 50°С, легкие по весу.

Для подшивки софитом свесов кровли используют популярный материал алюминий. Он легче, чем металлические, отсутствие коррозии – продолжительный срок эксплуатации. Алюминий не имеет температурного расширения, а так же не горюч. Ассортимент: сплошные, с перфорацией по центру, перфорированные.

Металлические панели изготовляют из оцинкованной стали, внутренняя часть которых покрыта грунтовочным слоем, а наружная часть покрыта полиэстром. Достоинство: долговечность и надежность. В местах, где срезан металл, требуется подкраска, для предупреждения коррозии.

Медные панели очень удобны для монтажа. Достоинства: устойчивы к коррозии, атмосферных и механических воздействий, безопасны к пожарам. Свойства медных панелей отражать солнечные лучи и окрашиваться в теплую коричнево – желтую гамму. Тогда в помещение всегда будет мягкое освещение. Потолки, свесы, коньки из медного материала выглядят эффектно и необычно.

Процесс подшивки свесов — технология

К монтажу нужно подойти со всей ответственностью, так как можно испортить внешний вид крыши, нарушить вентиляцию и вызвать к возникновению конденсата, сырости. Для монтажа необходимы специальные инструменты, дополнительные материалы, опыт работы.

Начало работы происходит с монтажа планок, которые прикрепляются во всю длину к фронтонному или карнизному свесу. К планке, находящийся возле стены, крепится профиль. Далее нарезаются софиты шириной такой же, как у карнизного и фронтонного свеса. После этого, один край панели крепят к планке, а другой вставляют в отверстие профиля.

Для завершенного вида карниза, край софита закрывают планкой. Все, монтаж окончен, получился красивый карниз. Все вроде и легко, но без опыта работы и необходимых для этого инструментов, может, не получится так, как хотелось бы. Решение в данной ситуации – довериться профессионалам.

Конструкция подшивки свесов кровли

Вы узнали, как происходит процесс монтажа карнизов, теперь нужно узнать конструкцию самого короба. Проект и расчет крыши делается индивидуально для каждой, точно так и способ подшивки карнизов разрабатывается в зависимости от каких либо условий. Но наиболее актуальными являются два метода:

Первый – процесс происходит прямо по стропилам, под углом наклона. Если кровля с маленьким уклоном, то такой вариант подходит. Вагонка прикрепляется параллельно стене на систему крыши. Для этого обязательно необходима ровная плоскость. Для выравнивания плоскости необходимо прикрутить шурупы к доскам сбоку на стропила. Доски должны быть по толщине не больше 4 см и по ширине 10 см. Прикручиваем первую и последнюю доски, натянув нитки, затем прикручиваем другие. С двух сторон крепятся доски к угловой системе, если два ската сошлись на углах крыши.

Второй метод: делается горизонтальная коробка от стены до края стропил. Основа для подшивки материала создается с помощью доски, край которой прикрепляется к низу балки, а второй край – к дополнительной доске. Доска ложится плашмя там, где стыкуются два конца крыши. Доски закрепляются шурупами. Стык должен пролечь, точно от угла стыковки двух скатов до угла стыковки стен. Выстраивается жесткая независимая конструкция.