Как выбрать правильный стол для «Пирамиды» | С нами строить легко

Как выбрать правильный стол для «Пирамиды»

Старший в семействе бильярдных игр – карамболь. И стол, привезенный в 1698 году Петром I из Нидерландов, был также безлузным, карамбольным. Пытливая мысль российских мастеров азартно трудилась над «заморской диковинкой». В 20-х годах XIX века карамбольный стол оброс лузами и собственными правилами.

Так на свет появилась новая разновидность бильярда, включающая в себя ряд игр, которые получили собирательное название «русский бильярд». И лишь спустя почти четверть века в бильярдном семействе произошло пополнение: появился пул в Америке, и снукер в Англии. Сегодня именно они удерживают лидирующее положение в мире. Обидно, конечно. Однако активное развитие отечественного бильярда в последние годы дает надежду, что русская пирамида благодаря программе, разработанной Международным комитетом по «Пирамиде», займет в скором времени более достойное место.

Вернемся все же к истокам. Пионером в изготовлении лузных бильярдов стал Карл Шульц, один из предков которого открыл первую в России фабрику по производству бильярдов еще при Петре I. Стоили такие столы огромных денег – 200-300 рублей золотом, и их меняли порой один к одному на чистокровных арабских скакунов. Но ни высокая цена, ни многомесячная очередь не отпугивала заказчиков – российская знать хотела быть на пике моды.

О популярности бильярда в XIX веке можно судить и по количеству фабрикантов, изготовлявших столы и аксессуары. Помимо отца и сына Шульцев, можно вспомнить Шольца, Фрейберга, Гоца, Зазулина, Трофимова, Ерыкалова, братьев Богомоловых. Столы изготавливались на камне, богато украшались резьбой из красного дерева. Шары для них вытачивались из слоновой кости.

Особое место среди мастеров занимал А. Фрейберг, управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге и очень хороший игрок. Именно он в 1850 году создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял все требования знатоков игры. Фрейберг первым в России определил наилучший профиль борта, сократил длину устья лузы, установил ее оптимальную ширину (74-76 мм) и размер шаров (68-70 мм). По фрейберговским лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России тех времен.

В XX веке в кругу знатоков и настоящих поклонников бильярда стало широко известно имя русского мастера Андрея Петровича Чемоданова: чемодановский кий, чемодановский стол, чемодановские шары. Сегодня эти изделия стали эталоном и на любом аукционе котируются по высшему разряду.

Но соотношение сторон 2:1 (игровой квадрат) для русского стола всегда оставалось неизменным. Как и то, что лучшие столы всегда делались на сланце.

Вспоминает Заслуженный тренер России, Главный тренер сборной России по пирамиде, вице-президент Федерации бильярдного спорта России Г.С. Митасов: «В Казахстане, под Семипалатинском, есть небольшой карьер, где добывался аспидный сланец. В России для изготовления основы игрового поля бильярдов его начали использовать раньше, чем итальянскую ардезию. Еще Карл Шульц пользовался и аспидными плитами, и ардезией. Но лучшими и тогда считались аспидные российские плиты.

В середине XX века человечество шагнуло в космос. И выяснилось, что аспидный сланец просто незаменим в космической отрасли. А месторождение оказалось очень маленьким. Поэтому сланец запретили использовать на бильярдных фабриках. Конечно, для больших начальников его все же брали. Например, такой великий российский мастер начала XX века как Чемоданов делал столы людям, занимающим самые высокие посты советского государства, начиная со Сталина, на плитах из аспида» купить стол пирамида.

В советские времена по Госзаказу стали выпускать и более демократичные бильярды, причем довольно широким размерным рядом: от маленьких детских до больших 12-футовых столов для вооруженных сил. Мэтры, чья молодость пришлась на то время, говорят, что такие столы стояли практически во всех военных училищах, в Домах офицеров, во всех частях, объединениях и полках – в Советской армии бильярд входил в перечень довольно ответственных дисциплин, обязательных к изучению. В одном только Смоленске по указу Ворошилова в 1931 году выпускали десятки тысяч столов. Для широкого круга потребителей фабрики делали столы на фанере, «ворошиловские» — на железобетоне. Иногда и сейчас встречаются эти «реликты» из первых партий, и плиты сохранились вполне прилично.

Владимир Светозаров, один из старейших игроков Советского Союза, вспоминает: «При СССР были в основном столы на мраморных, асфальто-бетонных и чугунных плитах. Столы на мраморе быстро выходили из строя. Колкий мрамор вел себя порой хуже фанеры – от ударов шара образовывались «щербины», сколы и трещины. Поэтому в приемных высшего уровня стояли, как правило, столы с «усиленной» двойной фанерой, которые жутко грохотали и вибрировали. Но тогда это было престижно. Мы сами собирали столы на чугунных плитах. Плита тяжеленная, неровная, собирать очень неудобно, юстировать приходилось деревянными колышками. Современные бильярды, даже китайские, — чудо по сравнению с ними».

Из старых фабрик советских времен, специализировавшихся на производстве спортивного инвентаря, бильярдные столы до сих пор выпускает только «Динамо» в Минске. Другие – а их было немало – не смогли выдержать конкуренции с пришедшими в этот сектор рынка новыми производителями, более оперативно откликнувшимися на конъюнктуру.

Современные технологии и комплектующие

Менее чем за 10 лет в России появились новые производители, чьи столы соответствуют всем требованиям современной игры. Среди них Г.С. Митасов особо выделяет новосибирскую фабрику «Старт», белорусскую «РуптуР», мастера Алексея Юркина с его эксклюзивной серией «Петр I». Как и во времена Шульца, Фрейберга или Чемоданова, столы изготавливаются со вниманием к каждой детали, а на помощь мастерству приходят новейшие научные разработки.

«Вообще мне нравятся столы Фабрики «Старт». Действительно видно, что люди, которые делали эти столы, играют и хорошо разбираются в бильярде. Потому что учтены все пожелания спортсменов», — говорит двухкратная чемпионка России Анастасия Луппова. Оно и понятно: эти столы были разработаны конструкторским бюро «Старт» совместно с ведущими российскими бильярдистами, с учетом их рекомендаций и советов. Главным консультантом в работе выступал Г.С. Митасов.

Сибиряки вообще много уделяют внимания развитию технологий. Так, изобретенному ими полному металлическому каркасу, армирующему не только раму, но и опоры столов суперпрофессиональной серии, альтернативы на сегодня нет. Именно металлокаркас позволяет свести к минимуму «поводки» столов на крупных турнирах, которые для удобства зрителей нередко проходят не в бильярдных клубах, а в обычных спортивных залах. Чаще всего на баскетбольных площадках с пружинящим деревянным полом. Такой пол неравномерно проседает под тяжестью массивного профессионального стола со сланцевой плитой, вес которого достигает полутора тонн, и это может существенно изменить толерантность игрового поля. (Чтобы шары не отклонялись от заданной траектории, предел продольного наклона игровой поверхности относительно плоскости горизонта не должен превышать 0.5 мм, а поперечный — 0.25 мм – из требований ФБСР, прим. ред.) Вывести идеальный уровень не получится, какие бы чудеса мастерства и изобретательности не проявляли сборщики. И даже в клубах, где пол выровнен специально, из-за вибрации при ударах рано или поздно стол все равно в большей или меньшей степени «поведет». Сказываются «поводки» и на геометрии луз. Как следствие, становится невозможно просчитать траекторию движения шара, а лузы начинают «закусывать». Армированный стол – конструкция более жесткая, за счет чего успешнее сопротивляется перекосам. По словам Чемпиона мира-2005 Юрия Пащинского, если бы чемпионаты игрались на таких столах, фактор случайности гораздо меньше влиял на результат. Помимо армирующей металлической конструкции, они снабжены уникальной системой юстировки, что позволяет добиться идеальной игровой поверхности и сохранять ее в течение долгого времени.

Для устранения вибрации борта и повышения точности отражения шара КБ «Старта» разработано и внедрено двойное (в горизонтальной и вертикальной плоскостях) крепление борта к плитам основы игрового поля. Благодаря этому борт настолько прочно держится на плите, что стал с нею буквально монолитным, а значит, устраняется его вибрация в момент удара шаров о борт, повышается точность отражения.

Фабрика «Старт» единственная использует дорогую экструдерную резину от Лонгони, произведенную в Европе фирмой NordItalia: она практически не сохнет и сохраняет свои технические характеристики до 10 лет и более. По заказу сибиряков специально разработана резина для профессиональных бильярдов Start Super Pro, которая так же как и экструдерная одобрена и рекомендована ФБСР, поскольку обе эти марки имеют оптимальную для русского бильярдного стола упругость и жесткость.

Плиты для русских столов тоже делаются по спецзаказу – и ORERO, и итальянские Ardesit. Это позволяет обеспечить идеальный игровой квадрат – непременное условие для «русского» стола. А многоступенчатая система контроля качества гарантирует идеально ровную поверхность.

Хороший стол может быть сделан не только на фабрике, но и у частного мастера. Эта традиция со времен Карла Шульца сохраняется по сей день. Алексей Юркин – один из таких мастеров. Уже около десяти лет он изготавливает эксклюзивные бильярдные столы “Петр I” для российской элиты. «В конструкции стола необходимо учитывать качество всех без исключения элементов»,- говорит Алексей.

Особые требования в русском бильярде предъявляются к сукну. Соотношение шерсти и синтетики, размер ворса, плотность – все влияет на поведение шара. Выбирая аудиосистему, мы не пытаемся сэкономить на динамиках, ведь от этого зависит качество звука. Точно так же, выбирая бильярдный стол, не стоит отказываться от того, что на первый взгляд может показаться излишеством. Раскат шара на столах с основой игрового поля из природного сланца, покрытого бельгийским сукном «Ivan Simonis» (а профессиональные турнирные столы непременно комплектуются только им) значительно отличается от раската на столах с другим покрытием – это утверждение профессиональных игроков и тренеров. «Чем больше шерсти, тем лучше, — говорит мастер Юркин. – Однако без добавления синтетики сукно будет непрочным. Но в то же время чрезмерное ее количество в составе и отсутствие ворса приведет к слишком сильному раскату и неуправляемости шара. Сейчас выпускается сукно Simonis специально для русского бильярда. Его разрабатывали при участии Федерации бильярдного спорта России. Именно его я и ставлю на свои столы».

Литые скобы луз в идеале должны быть из латуни и обшиты кожей: они очень прочны и долговечны, годами не теряют своих качеств, не ломаются, а значит, не будут требовать частого ремонта.

Когда «импортное» не значит «лучшее»

Разумеется, иностранные производители также не хотят терять российский рынок, это вполне естественно. Однако и американские, и западные, и южно-азиатские бильярды вряд ли полностью соответствуют тем требованиям, которые предъявляет русская пирамида к столам. «Есть столы «Ралли», которые тоже пользуются популярностью у нас в Рос-сии, — говорит Анастасия, — но я не видела ни одного отвечающего требованиям пирамиды». «E.J.Riley» все же снукерная марка, и не играющим в русский бильярд зарубежным изготовителям трудно понять, насколько правила и геометрия этой игры жестко диктуют параметры игрового поля, технические характеристики амортизаторов бортов, марку сукна, насколько строги требования к лузам и другим комплектующим. Конечно, делать столы для пирамиды на снукерной плите дешевле и проще – ведь эти плиты стоят «на потоке». Но пропорции игрового поля после установки бортов, как ни подгоняй при сборке, соответствовать требованиям русского бильярда не будут по определению: длина непременно оказывается больше. А оно должно строго соответствовать соотношению 2:1. Следовательно, нарушается геометрия ударов. Для человека, играющего раз в полгода в бильярдном клубе после кружечки пива, эти нюансы мало что говорят. Но опытный игрок знает, что мелочей в бильярде не бывает.

«Такое нарушение пропорций сказывается на результативности игры. Потому что существует мышечная память. Например, дальние свояки играются с определенной силой удара, и даже несколько сантиметров имеют значение». Это мнение Насти Лупповой поддерживают и другие профессиональные игроки.

Конечно, «другой» не всегда значит «плохой», однако хороший бильярд будет так же отличаться от дешевой поделки, как египетская пирамида от груды булыжников. И в первую очередь ценой, на которой сказывается и которая отражает все: качество плиты и дерева, состав сукна, крепление бортов, и еще «тысяча и одна мелочь». Приобретая стол, вы рассчитываете получать удовольствие от игры, от красивых ударов и удачных комбинаций. И наверняка планируете пользоваться им долгие годы: ведь это не игровая приставка, которую можно с чистым сердцем выбросить или поменять на новую.

Производители с именем и опытом каждую деталь изготавливают из долговечных материалов, устойчивых ко времени и механическим воздействиям. Купленный у них стол долгие годы прослужит не только вам, но и вашим детям и внукам.

Качественный материал, из которого сделана игровая поверхность – основа хорошего бильярда. Наилучшим считается итальянский природный сланец ардезит. Он выделяется из всего многообразия натуральных и искусственных материалов: достаточно мягкий для обработки, не крошится и дает идеально ровную поверхность после промышленной шлифовки. Стоимость 12-футового стола с ардезитовой плитой довольно высока, поскольку добывается этот сланец в единственном в мире месторождении в Лигурийской области Италии, в местечке Ардезия. Отличной заменой фавориту могут стать плиты «ORERO» из китайского природного сланца.

К таким же «судьбоносным» нюансам относится и качество шлифовки плиты. Даже невидимые глазу перепады толерантности и неровности ручной шлифовки могут стать причиной неадекватного поведения шаров. Этим частенько грешат китайские производители.

Да, их столы довольно дешевы. Предприимчивые китайцы всегда и с удовольствием готовы прийти на помощь самым экономным покупателям, собрав воедино в якобы «русском» столе некалиброванные лузы, снукерную плиту, дешевую резину, пуловское сукно. И все это «заретушировать» пышной резьбой из довольно мягкой древесины, которую неискушенный обыватель запросто может принять за красное дерево, заявленное в паспорте изделия.

Будьте осторожны, некоторые российские и западные фирмы, заявляющие себя как производители, по сути, оказываются посредниками, продающими те же китайские столы, но под своей торговой маркой. Первый признак подделки – дешевая древесина, имеющая такое же отношение к благородному красному дереву, как шампиньон к белым грибам. Эндемик, произрастающий в Юго-Восточной Азии и выдаваемый за настоящий redwood, более мягок, порист и гигроскопичен. На нем будут оставаться царапины и вмятины. Дерево чутко реагирует на уровень влажности, из-за усадки, неизбежной в нашем более сухом климате, со временем появятся зазоры в местах стыков. Легкую деревянную раму тоже, скорее всего, изрядно поведет через пару-тройку месяцев, да и ноги могут неравномерно «усохнуть».

Настоящее красное дерево позволило бы избежать этих проблем, но оно довольно дорого. И чтобы бильярд, приобретенный «в режиме экономии» не приходилось постоянно регулировать, лучше выбрать материал из своей географической зоны. Классикой для хорошего русского бильярдного стола специалисты считают дуб и ясень. Их твердая, плотная древесина очень долговечна, устойчива к механическим повреждениям. Дубовый или ясеневый борт имеет повышенную жесткость, благодаря чему меньше вибрирует и точнее отражает шар.

Экзамен на «профпригодность»

Вообще, если вдуматься, приобретать стол для игры в русскую пирамиду у зарубежного производителя – поступок весьма странный. Где, как не на родине этой прекрасной игры, знают, каким должен быть правильный бильярд для игры в пирамиду?

Федерация бильярдного спорта России выработала единые требования к тунирным столам для русской пирамиды и опубликовала на сайте www.billiard-info.ru. Учитывая, что столы очень немногих производителей, как российских, так и зарубежных, полностью соответствуют этим требованиям, ФБСР все же идет на компромисс, заявляя: «На соревнованиях в региональных федерациях бильярдного спорта иногда используются столы, шары, кии и оборудование, отличающиеся от декларированных стандартов. Это обусловлено и поиском новых решений в бильярдном спорте, и отсутствием возможностей для приобретения оборудования ведущих фирм-производителей, на которые ориентируется ФБСР».

Действительно, на региональных и коммерческих соревнованиях, проходящих в клубах, требования к оборудованию более мягкие: турниры ведь проходят не каждый день, а простой обыватель не настолько разбирается в тонкостях игры, чтобы привередничать. Однако такая «экономия» удовольствия от игры ни участникам спортивных матчей, ни зрителям не добавляет. Как сказала член сборной России Ольга Прохорова, «результаты от удара получаются непрогнозируемые – ждешь одного, а шары ведут себя совсем иначе. И появляется неуверенность в забитии шаров, причем даже тех, которые давно уверенно забиваешь. А ведь есть факторы, которые не должны мешать игре: это кий, стол, внутреннее состояние. И когда стоит позиция, человек должен ее реализовать максимально».

Весьма досадно, когда профессионалы, в совершенстве владеющие кием, проигрывали партии, а то и встречи из-за огрехов, допущенных производителями и сборщиками. «Столы порой очень сильно отличаются, – говорит чемпионка мира Анна Мажирина, – Один посвободнее, другой построже. Плюс часто застревают шары. Я не мастер по столам, точно сказать не могу, сборка виной или сам стол. Но такого в принципе не должно быть!»

Одной из причин такой проблемы, по словам Алексея Юркина, может стать неправильная зарезка луз: «Попав в зону лузы, шар не должен повибрировать и остановиться. Если удар точен, шар должен упасть в сетку. Если не точен – откатиться от лузы. Запилить лузу необходимо так, чтобы она была строго симметрична относительно линии, проходящей через ее центр. Можно добиться точного по размерам входа в лузу, но в то же время сместить саму лузу в сторону от центральной линии. Тогда получится, что шар, который катится по одному борту, упадет в лузу. А по другому — отскочит назад вдоль этого же борта. Вместе с тем важно строго соблюдать геометрию скобы и правильно крепить ее к борту».

И потому понятно «чувство глубокого удовлетворения», с которым спортсмены встретили слова руководителя направления «пул» ФБСР, вице-президента ФБС Санкт-Петербурга Александра Пухленко: «На последнем чемпионате мира по «Пирамиде» было принято очень важное решение: столы для всех событий МКП и чемпионатов России будут готовиться заранее, собираться, обкатываться и потом уже привозиться в любую точку, где бы ни проходил турнир. Важно сделать все, чтобы обеспечить качественную хорошую игру, пусть это и обойдется дороже на пару тысяч долларов. К такому выводу пришли и Владимир Никифоров, и руководители национальных федераций. Вопрос этот серьезный, наболевший, и его нужно решать – настал момент».

Решение это архиважное, так как бильярдные турниры все чаще транслируются на телевизионных каналах, включая центральные. Зрелищность, красота, точность и виртуозность привлекают новых поклонников русского бильярда. Вряд ли болельщикам интересно смотреть, как у игроков раз за разом застревают шары в лузах. Поэтому не зря многие соревнования, указанные в календаре ФБСР, было решено проводить на столах российской фабрики «Старт». И не зря Европейский комитет по пирамиде старается проводить евротуры и чемпионаты Европы на столах компании «РуптуР». Это позволит, как сказала Ольга Прохорова, «обыгрывать позиции, контролировать шары, не бояться играть красиво, с выходом».

Однако, по словам Александра Пухленко, на турнирах в любом случае должна быть бригада сборщиков, чтобы проверять и юстировать столы каждое утро перед встречами. «Нужно обеспечить максимум комфорта игрокам», – заявил он.

Бильярдный стол – не доска для шахмат

Качество бильярда очень сильно зависит еще и от того, правильно или нет была произведена сборка. Ее технология кардинально отличается от процедуры соединения и навешивания деталей кухонной мебели, так что услуги соседа – мастера на все руки здесь будут не к месту. Процесс скорее сродни настройке фортепиано. Идеальная геометрия «поляны» (так профессиональные игроки часто называют игровое поле – прим. ред.) зависит от огромного количества деталей, учесть все непрофессионалу будет просто не под силу. Даже идеальный по качеству стол можно испортить, допустив к нему дядю Ваню, для которого любимый молоток – универсальный инструмент на все случаи. Немало времени уйдет на то, чтобы приспособить одну деталь к другой без больших потерь для качества. В итоге плохо выстроенная геометрия луз может стать причиной такого дискомфорта в игре, что после партии-другой вы с партнером задумаетесь, а не перекинуться ли лучше на этом столе в карты, чем пинать его в наказание за капризный нрав.

Если приобретать стол в фирменном салоне, то монтаж будет производить сборщик, прошедший стажировку на бильярдной фабрике и хорошо знакомый со спецификой выбранного вами стола. Процесс правильной сборки, стяжки, шпаклевки, шлифовки, прибивки, настройки займет не меньше шести часов. И удовольствие от игры в этом случае гарантировано.

Конечно, множество тонкостей вопроса осталось за рамками этой статьи. Но если вы всерьез озадачились покупкой хорошего бильярда, напомню вам слова Сенеки-старшего: «золотая узда не сделает клячу рысаком». Какой бы помпезной ни была отделка, она не превратит посредственный стол в элитарный. Бильярдный стол – не доска для шахмат. Качественные комплектующие, делающие бильярд дорогим удовольствием, не каприз, а необходимость. И чтобы стол служил долгие годы, а игра доставляла истиное наслаждение, покупать его лучше у специалистов, знающих и любящих свое дело!